Новости

Совместный проект "Маленькой Ремарки" и Российского академического Молодёжного театра

Про Маленькую Ремарку и новых подростков

В этом году в рамках драматургического конкурса Ремарка появилась новая номинация – Маленькая Ремарка, её куратором стала Юлия Тупикина. И сразу же возник совместный проект Маленькой Ремарки и Российского академического молодёжного театра – конкурс «В поисках новой пьесы», его куратором стала Ольга Андрейкина, театровед, кандидат искусствоведения. Два куратора поговорили о подростках, новых пьесах и формате читок.

Ю.Т.: Зачем РАМТ проводит драматургический конкурс пьес для детей и подростков?

О.А.: Театру всегда нужны новые пьесы. Особенно, для детей и подростков. Мы живем в очень быстро меняющееся время. Для театра важно говорить не только о вечном, но об актуальном.

Ю.Т.: В чём важность читок как формы? Почему это может быть полезно драматургу и театру?

О.А.: Для театра, наверное, интересен опыт быстрого погружения в материал, иногда, не слишком глубокого, а иногда читка получается глубже и точнее спектакля. Читка – это, на мой взгляд, совершенно отдельный жанр, театр работает с разными жанрами. Пьеса должна звучать, она пишется для того, чтобы быть произнесенной, и важно услышать пьесу: пьеса прочитанная публично и пьеса на бумаге – два разных произведения.  Именно в читках иногда звучат новые темы и интонации, к которым театр как бы прислушивается, примеривается пока, так формируется тенденция, уточняется направление, которым театр пойдет завтра.

Ю.Т.: Много ли хороших спектаклей для детей и подростков в Москве? Нужно ли, чтобы было больше?

О.А.: Для детей много. Для подростков, мне кажется, маловато. Как говорить с подростками, о чем, каким тоном, какие темы им могут быть интересны - не всегда понятно драматургам, не всегда понятно театрам.  «Театр и подросток» - тема сложная, но интересная, хотелось бы, чтобы хороших спектаклей и пьес для подростков стало больше, в том числе и при участии драматургических конкурсов! Хорошего много не бывает.

Ю.Т.: Каковы перспективы театра для детей и подростков вообще? Сумеет ли театр выдержать конкуренцию с кино и виртуальными играми, ведь подростки любят кино и игры?

О.А.: Это всё о разном. Не уверена, что есть именно конкуренция. Но театр часто воспринимается подростками как нечто архаичное или детское.  Детей в театр водят родители, посещение театра – часть культурного кода общества, и родители считаю себя обязанными ему следовать, могут сами не ходить, но детей отведут непременно. Так что детский театр в безопасности, да и детям в театре обычно нравится. А вот подростки требуют особого подхода. Они любят театр нестандартный, актуальный, они не хотят быть, как дети, которых в театр водили. Подростки – максималисты, их раздражает фальшь, они не готовы терпеть, им нравится говорить о том, что они думают. Мода на театр тоже важна. Пожалуй, это ужасно звучит – «мода на театр», но это так.

Ю.Т.: Как вы считаете, должен ли театр воспитывать? Должна ли пьеса поучать, наставлять, должна ли она быть дидактической?

О.А.: Что значит воспитывать? Развивать – да. Когда поучают, наставляют – любому человеку неприятно, хоть большому, хоть маленькому. Помочь задуматься над чем-то, подтолкнуть к размышлению, увлечь – обязательно. Я не люблю однозначных ответов, но это не значит, что их нет. Какие-то вещи остаются неизменно ценными, но лучший путь к осознанию этого не всегда прямой, как в геометрии. Жизнь – не математика, говорить об этом - тоже задача театра.

Ю.Т.: Что сейчас, в 2017-2018 годах важно донести до детей и подростков через спектакли? О чём сейчас важно говорить с ними? Чем отличается наше время от второй половины 20 века и начала 21 века?

О.А.: Мы все живем в своем времени. Мой 2017 отличается от вашего, возможно, радикально. Современные подростки тоже живут в разных мирах, иногда в одном и том же городе разный 2017 год. Современные подростки иначе сформированы, другими впечатлениями, кому-то из них открыт весь мир, кому-то – соседний двор. Они очень разные, и темы остро-актуальные разные тоже, но общее всегда остается – жизнь и смерть, ценность жизни, ее многообразие, ее проявления, ценность эмоции, взаимодействие с реальностью, границы личности – как всегда – об этом. Сегодняшние дети, мне кажется, не пассивны социально и это тоже важная и интересная тема.   

 

Наверх