Новости

Маленькая ремарка в поисках новой пьесы

Участники проекта. Фото из официальной группы РАМТ в фейсбуке.

Совместный проект конкурса новой драматургии «Ремарка» (номинация «Маленькая Ремарка») и драматургического конкурса РАМТа «В поисках новой пьесы» 14 декабря представил три пьесы из пяти отобранных экспертами совместного жюри. Все три – честные, искренние, вскрывают что-то самое дорогое, ценное, что у тебя есть, с чем ты живешь, или самое больное, подходят к этому совсем близко, и помогают вздохнуть с облегчением, отпустить боль, и принять радость.

После просмотра читок пьес для детей и подростков в РАМТе понимаешь, что совсем не получится говорить об этом отстраненно и сложно - хоть сколько-то оценивающе. Наверное, поэтому на обсуждениях пьес о подростках так много историй о себе. Зрители воспринимают эти тексты неразрывно со своим личным опытом. Подводя итоги вечера читок, Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель РАМТа, сказал, что это не пьесы для подростков или о них. Это пьесы про каждого и для каждого. Вне зависимости от возраста, социального статуса или чего-то еще. У каждого было детство, юношество, и есть память, которая хранит добрые воспоминания, счастливые, или травмы, разочарования. И человек живет с этим багажом впечатлений, несет его через всю жизнь. А кроме того, слушая эти пьесы, понимаешь, что проблемы, с которыми пытаются справиться герои, никуда не делись, они рядом, живут в сознательном и бессознательном и преодолеваются каждый день.

Читка пьесы "Аста"

Пьеса Серафимы Орловой «Аста» из трех представленных на читках написана для диалога с совсем юными зрителями. Хотя еще раз хочется отметить, что есть желание убрать возрастной ценз с каждой пьесы – они универсальны в своем языке, просто этот язык понятен не только подростком, но и детям помладше. В пьесе есть двоемирие, благодаря которому дети часто спасаются от реальности и требований, которые она предъявляет. Есть мама, папа, их развод, двойка по русскому, а есть Аста. Аста приходит ночью, разговаривает, просит дать ей задание. Аста – не добрая фея, ее природа сложнее. Она не хочет зла, она хочет помочь, но в то же время Аста – далеко не ангел. У Асты даже есть рожки. Пьеса – немного «Фауст» для детей. Только Аста если и требует душу, то не всерьез. На самом деле ее интересует больше пирог в кружке – капкейк.

Иронично, и очень точно прописаны, а вслед за автором, угаданы актерами характеры подростков. Есть главная героиня – мечтательница Лена. Противоположна ей Федькина – в 11-летней девочке чувствуется взрослая хватка, карьеризм. Она точно знает весь свой план на жизнь, она не загадывает Асте абстрактные желания – пересчитать песок у моря или звезды. Федькина хочет сначала выучиться на все пятерки, поступить в престижный ВУЗ, найти хорошую работу, зарабатывать, семья, дети, внуки, смерть от старости. Даже страшно, что действительно есть такие дети, которые уже в 11 лет отучились мечтать и что-то хотеть по-настоящему. Финал пьесы объединяет все поколения – мизансценически режиссер Михаил Егоров это решает, посадив героев в ряд – они на необитаемом острове, смотрят, как приближается цунами, кладут головы друг другу на плечи – они все вместе. И каждый не знает, что ему хотеть, чего ждать, и что несет с собой надвигающаяся волна, что она смоет, а что оставит.

Читка пьесы "Дыня"

Пьеса «Дыня» Керен Климовски отзывается сдавленным дыханием. Не от того, что в ней представлен опыт травмы. На обсуждении много говорили о том, как подросток переживает развод родителей. Наоборот, общение этой Дыни с родителями вызывает зависть. Добрую зависть. Хоть пьеса и похожа на театр абсурда, и действие происходит во сне, все отношения ощущаются очень живыми, честными, искренними и человечными. Разговор с отцом выражен в трогательных, нежных деталях. Дыня хочет рассказать отцу, ей это необходимо, о том, как изменилась ее фигура, как она стала говорить, как она взрослеет, как она ощущает свое взросление, и, конечно, о первой любви. Как она ощущает эту первую любовь, что это для нее. Что для нее смерть – она живет в синей вене. И отцу это важно – он хочет ее услышать и слышит. Эти родители любят свою Дыню, хоть она и выросла дыней, могла вырасти чем-то другим. Они не идеальные люди, они настоящие, живые люди, которые при разводе делили Шопенгауэра и Ницше. И Дыня это помнит. Для нее театр абсурда – эта дележка книг, дети это понимаю, чувствуют, фиксируют в памяти. Во сне Дыни родители сидят на дереве. Режиссер Максим Кальсин распахнул окна в темной комнате РАМТа и поставил на подоконник каждого по родителю, а между окнами Дыня – можно присесть к одному, можно к другому. Можно держать их за руки, но расти, расти и идти вперед. Сейчас она такая зрелая. Интересно, что получится из этой Дыни, что ее ждет.

Читка пьесы "Фото-topless"

Читка Олега Липовецкого по пьесе Натальи Блок «Фото topless» стала эскизом спектакля. К этому располагает и сама пьеса, она как будто создана для того, чтобы ее обязательно поставили. Алексей Владимирович Бородин отметил, что этот эскиз должен обязательно дойти до зрителя. Возможно очень скоро мы увидим в репертуаре театра спектакль по пьесе «Фото topless». Ее язык транслирует речь современного подростка, ее реальность вбирает в себя то, чем они живут. Общение в социальных сетях врезается в живую речь, что убедительно и иронично воплотил в читке и режиссер. Внимание зрителя переключается между текстом на экране, в котором выскакивают сообщения в контакте и тем, что происходит в живом плане. Такое общение снимает ответственность, многое облегчает, что приводит к маленькой личной трагедии. Главная героиня Кира переживает ситуацию буллинга, который разворачивается сначала в социальных сетях, а потом переходит в реальную травлю в школе так, что девочка перестает ходить на занятия, и… Вдруг новость о суициде. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Разыграть такую страшную трагедию, над которой все поахают и поохают, пожалеют девочку. Но Наталья Блок пишет о совершенно новом типе героини. И пусть некоторым она покажется нереальной. Эта девочка невероятно сильная. Она сама справляется, сама находит выход, и жалости ей не нужно. Пьеса про то, как подростки могут быть мудрее взрослых, как они сами найдут выход, преодолеют травму, если им не мешать.

Совместное жюри «Маленькой Ремарки» и драматургического конкурса «В поисках новой пьесы» выбрали еще пьесы «Война» Юлии Поспеловой и «Эммануил» Анастасии Букреевой и Антона Барышникова. Авторы всех пяти пьес получили памятные дипломы и денежные призы.

В этот день ощущалось, как это важно, как это нужно театру и зрителям. Зрителям всех возрастов. Было ощущение, что, когда драматург пытается говорить с детьми, он становится искреннее, чувствует больше ответственности за каждое слово, и каждое слово становится человечнее, оно несет в себе информацию о чем-то самом важном и необходимом. Три представленные пьесы были не похожи друг на друга. Динамичная, «хитовая» пьеса Натальи Блок «Фото topless», пронизывающая честность, человечность, представленная через сомнамбулическое состояние «Дыня» Керен Климовски и фантастическая пьеса для детей «Аста» Серафимы Орловой. Эти пьесы могут соединить детей и взрослых, объединить их системы координат общения, примирить и научить слышать и понимать друг друга.

Автор обзора Ляля Кацман.
Фото из официальной группы РАМТ в фейсбуке.

 

Художественный руководитель РАМТа А.В. Бородин

 

 

 

 

 

 

 

 

Читка пьесы "Фото topless"

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный руководитель конкурса новой драматургии "Ремарка", режиссёр Олег Липовецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куратор номинации "Маленькая Ремарка" драматург Юлия Тупикина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куратор конкурса "В поисках новой пьесы" Ольга Андрейкина

 

 

 

 

 

 

 

 

Режиссёр читки пьесы "Дыня" Максим Кальсин

 

 

 

 

 

 

 

 

Режиссёр пьесы "Аста" Михаил Егоров

 

 

 

 

 

 

 

 

Драматург Серафима Орлова

 

 

 

 

Наверх