Новости

«Мы ждем живого импульса и притока дополнительной энергии»

Финал конкурса новой драматургии «Ремарка»-2019 пройдет в Новосибирске. Главным партнером выступит Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Смелые пьесы, актуальные темы и горячие обсуждения согреют столицу Сибири уже в конце апреля. Но пока в Новосибирске -40, и в ожидании теплой весенней встречи мы пообщались с одним из ридеров «Маленькой ремарки», заместителем директора по творческим вопросам театра «Глобус» – Инной Кремер.

О необходимости в репертуаре не только сказочных спектаклей, о новых пьесах, ожидаемых в портфельчике театра после финала «Ремарки», и как в «Глобусе» связали движение жизни подростка и электрического заряда, Инна рассказала Асе Широковой.

Инна, второй год вы – ридер «Маленькой ремарки». Драматургия для подростков – отдельный пласт конкурсных текстов. У вас уже есть сложившееся мнение о них?

 Это очень интересная работа – попробовать проанализировать и сравнить два конкурсных потока пьес. На мой взгляд, в прошлом году пьес было больше. И тематический разлёт был разнообразнее. Встречались пьесы о социальных сетях, кибербуллинге, разводе родителей, войне, экологии. Ряд пьес изучали вопросы инклюзии. Были фантастические истории, истории о животных, о превращениях. В этом году тем представлено меньше. И есть ощущение, что возраст авторов ниже.  Кажется, что пьесы написало поколение, которое росло под влиянием кино и анимации. И хотя темы, которые выбирают нынешние конкурсанты касаются в основном отношений с друзьями и семейных связей, в текстах есть много чему удивляться. Возникает иная структура. Эпизоды часто мыслятся зарисовками. Монтируются между собой кинематографическим принципом. Авторы не ограничивают себя при создании образов. И речь персонажей, и способы выражения их чувств, логика поступков качественно другие. И мне как читателю с этим очень интересно иметь дело.

Последние несколько лет театр «Глобус» стал активнее работать с подростками. Чем вызван интерес именно к этой категории зрителей?

Театр с подростками работал всегда и продолжает это делать. Исторически «Глобус» был театром юного зрителя. И педагогическое наследие  тюза не дает нам, так сказать, расслабляться. С 1930 года  в театральном архиве сохраняются фотографии первых ребят из школьного актива при педагогической части. Я сама оказалась в «Глобусе» благодаря такому же активу. Просто формат работы с подрастающим поколением меняется, потому что жизнь не стоит на месте, происходят разные события, культура как таковая, и культура коммуникации трансформируется. Некоторое время назад театр выстраивал общение с подростками через сказочные или приключенческие классические истории. Но в наше высокотехнологичное время при обилии и доступности информации дети стали другими. В тринадцать лет их уже не увлечёшь «Островом сокровищ», эта история годится теперь уже только для младших школьников. Это означает, что репертуар не должен ограничиваться спектаклями, которые освещают магическую сторону жизни ребёнка. Есть тонкая грань, когда ребенок переходит в более взрослое, более социализированное состояние. И здесь ему требуется пополнение знаний об этом мире, знаний о том, как он сам устроен. Разговор о таких больших темах, как добро и зло должен переходить на нюансы этих тем. А фиксацией и разбором этих нюансов как раз и занимается современная драматургия для подростков. Задача театра как можно быстрее доставлять актуальный материал тем людям, для которых он написан. Нельзя ждать десятилетиями, как раньше. То, что сегодня может быть понято и воспринято, завтра уже может вызывать отторжение.

В рамках лаборатории «Современная российская драматургия для подростков – путь к зрителю» в «Глобусе» прошли читки пьес «Маленькой Ремарки», вылившиеся в эскизы спектаклей. Планируется ли вынести на сцену полноценные постановки, или пока все останется в таком формате?

Итогом нашей лаборатории стало решение взять в репертуар театра несколько работ. Осенью зрители увидят историю под названием «Всем кого касается» Даны Сидерос. Эскиз будет доработан до формата спектакля. У нас есть договоренность с режиссером эскиза – Евгением Маленчевым. Два других эскиза – «Война» Юлии Поспеловой и «Фото топлес» Натальи Блок – также будут доступны к просмотру. Формат их останется лабораторным. После того, как оба этих эскиза вызвали бурную волну обсуждений в зале, мы подумали, что было бы крайне жаль на этом всё и закончить. Эти истории компактны, динамично развиваются внутри, дают повод для осмысления события, ситуации. Мы поняли, что эти эскизы художественно презентуют важную тему и побуждают к разговору, который очень важно затеять с подростком. Так в театре созрел Ток-проект «ПодросТок». В графике названия проекта мы используем символ высокого напряжения – грозу. Импульсы роста, реакции подростка очень близки к току. Но также у этого символа есть ещё значение – это подзарядка. Мы надеемся, что нам удастся на проекте создать атмосферу доверия, где ребята смогут высказаться, получить ответы.

Очень интересен формат обсуждений. Это просто разговор театра и зрителя, или планируется привлечение специалистов: возрастных психологов, педагогов?

Всё будет зависеть от темы пьесы. Нам видится развитие проекта так: мы будем не только показывать уже готовые эскизы, но и  проводить читки горячих подростковых пьес, чтобы о них сразу же поговорить. Намерения создать живой разговор, где преодолевается детский страх формулировать мысль, высказывать её вслух, глядя на собеседников, открывать себя и другого без посредства привычных соцсетей принципиально важны для нас. Мы хотим говорить с ребятами об их жизни, об эмоциональном опыте. Художественные особенности драматургии пускай останутся для обсуждений в школе на уроках литературы.  Нам важно навести мосты между театром и зрителем, между самими ребятами, между растущим человеком и жизнью. И если в процессе обсуждения эскизов будет ясно, что ребятам очень нужно услышать мнение эксперта и получить его совет, то мы это обязательно сделаем. 

Каким вы видите зрителя проекта «Подрос.Ток»?

Лабораторные читки и эскизы мы анонсировали, собирали сначала подростковую фокус-группу из тридцати человек, а потом приглашали по сотне зрителей.  Мы знали, что это будут подготовленные к разговору дети. Те, которые часто ходят в театр или даже занимаются в драматических студиях, школьных факультативах. У них не было стеснения, они хотели выразить полученные эмоции. Это были совершенно счастливые два дня. Режиссёры, артисты, организаторы получили колоссальное удовольствие от общения, испытали невероятный подъём. Но нам не менее интересно встретиться и с другими подростками. Теми, кто мало или совсем не знаком с театром. Кто не знает, что театр может быть местом силы.

Поговорим о предстоящей встрече «Ремарки» и «Глобуса». Какие ожидания у творческой команды театра?

Ожидания у нас радостно-волнительные! Любой большой проект – это концентрация всех ресурсов: и административных, и организационных, и творческих. «Ремарка» – это замечательный пример колаборации в театре. Под крышей «Глобуса» будут творить наши уважаемые коллеги из других театров Новосибирска. Коммуникация коллег с коллегами – живительный родник. Мы все работаем в достаточно активном режиме, каждый театр занимается своим делом, и невольно изолируется. На «Ремарке» мы все соединимся и сможем поговорить про любимое дело через призму новых текстов. Одномоментно произойдёт встреча драматургов, режиссёров, театроведов со всей страны, и их диалог обещает быть крайне любопытным, смысловым. Зрители не просто увидят эскизы  по самым свежим текстам, но и получат интереснейший набор точек зрения о мире и человеке. Мы  ждем какого-то живого импульса и притока дополнительной энергии.

Беседовала Ася Широкова. Студентка Ярославского государственного театрального института по направлению "Театроведение".

Наверх