Новости

Наталья Блок: «И так как я - одна из толпы, то всегда найдутся похожие на меня люди, которым будет важно то, что и мне».

О чём твоя пьеса «Фото-топлесс»? Как ты её создавала? Кто помогал? Что хотелось сказать?

 

О людях, которые живут в соцсетях, знакомятся, общаются и даже ссорятся и влюбляются через них. Но в моём случае это подростки, которые, с одной стороны, выросли в цифровую эпоху, а с другой стороны, они еще не слишком опытны в вопросах отношений и социума. Пьеса о любви, доверии и о пути молодых людей в этом мире. И конечно, о том, что доверять любому контенту в интернете не стоит. Плюс, я поднимаю тему буллинга среди школьников, его жертвой может стать любой. Писала я ее после лаборатории драматургии в Киеве для детей и подростков, много общаясь с девочками и консультируясь со своим сыном, которому тогда было 15 лет.

 

О чём будет твоя следующая пьеса?

 

Я сейчас обдумываю пьесу о девочке, которая популярный блогер. И собираюсь делать лабораторию со студентами, на основе которой будет написан текст и создан спектакль.

 

Нужно ли нести идеи феминизма детям и подросткам? И что им вообще нужно рассказывать, как воспитывать?

 

Я не знаю как воспитывать детей.  Мой подход – уважая, слушая как можно больше их, давая право выбора, где это возможно, признавая свои ошибки и недостатки. И главное это делать с позиции взрослого и с позиции любви.  Одна из важных для меня идей феминизма – это равенство и оценка человека по его возможностям и навыкам, а не по форме гениталий. Если растить детей в духе того, что все люди равны и уникальны, будет хорошо.

 

Отличается ли драматургия женщин от драматургии мужчин? Есть ли гендер в пьесах?

 

Мой знакомый драматург говорит: мне плевать, герой или героиня,  для меня все равно. Но в его пьесах все главные герои – мужчины.  И это говорит про многое.  Гендер как социальный пол, есть в каждом герое, так как часто они транслируют стереотипы, которыми нас напитывает социум.  Плюс мы, как авторы будем говорить,  о том, что нас волнует. Поэтому возможно со временем я напишу о климаксе, а мой коллега о эректильной дисфункции.

 

Когда ты начала писать пьесы?

 

Первая пьеса была в 2002 – я ее поставила в театре кукол и она была о трансгендерных людях. Называлась «Счастье в детях».

 

Какие твои любимы книжки были в детстве?

 

В детстве я любила сборники украинских сказок и учебники биологии и зоологии для института с иллюстрациями. К десяти годам я читала всю научную фантастику, что была доступна и Всеволода Нестайко.  В детстве у меня не было любимых фильмов.  Смотрела, что показывал телевизор для детей  и все. А подростком полюбила Гринуэя и прочий арт-хаус.

 

Какие твои любимые пьесы?

 

Обожаю пьесу Виталика Ченского «Улисс»  - она первая приходит в голову.  А из детских пьесы Оксаны Савченко.

 

В чём состоит карьера драматурга?

 

Я думаю в остром переживании действительности и оформлении этого в текст.  А так же в честности. Я знаю, как выстроить годную структуру или убрать брань, но не могу, так как это не честно, я вижу, что так, как я пишу, для меня лучше всего открывает проблему, которая меня волнует. И возможно, тут непривычная форма или мало событий, и структура, которую мало кто поймет. Но я не буду себя обманывать.  Ну и приятная часть карьеры — это постановки.

 

Как стать драматургом, как написать свою первую пьесу?

 

Не знаю, как стать драматургом, просто я всегда любила рассказывать истории и легче всего мне их рассказывать в виде диалогов.  Истории людей и события, проблемы, что волнуют, - и из этого всего выходят пьесы.   Главный совет начинающему драматургу банален – пиши о том, что волнует и пиши честно.

 

Как ты оцениваешь свою аудиторию? Для кого ты пишешь?

 

Я не знаю, кто моя аудитория, есть разные пьесы, которые нравятся разным людям. Если откровенно, что я особо не думаю ни про режиссеров, ни про зрителей.  Скорее всего, я просто такой же человек, который уже побывал ребенком, подростком и так далее, и пьесы - это просто то, что меня беспокоит. И так как я - одна из толпы, то всегда найдутся похожие на меня люди, которым будет важно то, что и мне.  Или совсем не похожие люди, которым интересен чужой мир. Кроме того творчество – это отличный способ менять мир.  И надо пользоваться им.

 

Хочешь ли ты выйти на ТВ-рынок как сценарист? Или написать сценарий кино? 

 

Да, мне интересна эта сфера.  Сейчас я являюсь авторкой нескольких документальных фильмов. Так же есть ряд  синопсисов которые надеюсь получат развитие и переговоры с продюсерами.  В общем, я делаю шаги в этом направлении и открыта к предложениям.

 

Чем отличаются украинские драматурги от российских?

 

Я не думаю, что по-настоящему творческие люди отличаются друг от друга уж очень сильно. Конечно, контекст влияет и тексты выходят разные по темам.  Но вот, что бы сами драматурги или драматургини как то отличались - не замечаю.

 

Чего не хватает российским и украинским драматургам?

 

Нам всем не хватает перспективы, современных театров и театральных менеджеров.  Возможно, не хватает серьезного отношения к своей работе.

 

Какие 10 фильмов ты можешь назвать любимыми сейчас?

 

Вкусы меняются в течение жизни. Я помню, обожала «Аризонскую мечту», «Даун Хаус» и «Дорз», и «ШортБас».  Любила «Дневник его жены», фильмы Медема – прямо все.  В этом году меня поразил фильм «Киборги» украинского производства.  Много смеялась над «Реальными упырями» - такой псевдокументальной картиной. Очень люблю фильм «Мех» и «Талантливый Мистер Рипли».

 

Нужно ли драматургу ждать вдохновение? Как построен твой день?

 

Вдохновение - это отличная вещь. Но обычно оно приходит тогда, когда ты знаешь, что тебя волнует и уже открыла ноут и начала писать.  Мои дни совершенно разные.  Когда я дома, то гуляю с собакой сначала, потом завтракаю – а потом может быть много встреч, мейлов и звонков.  А иногда пишу несколько дней, практически не отрываясь. Иногда пишу просто каждый день в течение недели или двух.  Некоторые пьесы написаны так, а некоторые я писала год или пол года, бесконечно думая про них и возвращаясь к ним.

 

Что ты думаешь о конкурсе Ремарка и вообще о ситуации с конкурсами в России? А в Украине?

 

Конкурсы двигают драматургию вперед. Особенно, если они независимые и убирают имена авторов из текстов, чтобы на ридеров не давила авторитарность и тот же гендер.  Не смотря на то, что у меня были уже постановки в Херсоне, именно первый конкурс современной драматургии, в котором я поучаствовала (Тыждень актуальной пьесы) дал мне веру в себя, познакомил с коллегами, которых я нежно люблю все эти годы, и дал понимание, куда нужно идти.  Ремарка, Любимовка, Тыждень – три конкурса, которые я люблю, и ценю свое участие в них и попадание в их лонги и шорты. Думаю, иногда только дедлайн конкурса и стимулирует множество драматургов закончить пьесы или написать те, о которых они думали.

 

Что ты думаешь о современных пьесах российских драматургов – читаешь?

 

Читаю шорты Любимовки и Ремарки.  Там много пьес, и все нравится просто не могут, все тексты абсолютно разные. Некоторые, например, которые считаются очень успешными, мне не понятны.  Я не понимаю ни проблем героев, ни восхищения ридеров или зрителей. А вот другие просто попадают в меня, и я их запоминаю навсегда.  Как взрыв петарды. Есть ожог, и есть эмоции.

 

Какие главные проблемы стоят перед современным миром? О чём нужно писать сейчас? О чём вообще современное искусство? Расскажи о своём опыте погружения в современное искусство.

 

В моей стране главная проблема, которая стоит перед каждой семьей, - это война на Донбасе и аннексированный Крым. Это рана и боль, которую мы переживаем каждый день. Поэтому так много текстов про это.   Но у каждой страны свои проблемы, и все они части пазла современного мира.  Поэтому, как я уже говорила, – писать нужно о том, что волнует и это действительно что-то меняет. Я уверена, нет - я знаю: один человек действительно может поменять многое.  Мои тексты – и есть часть современного искусства на данный момент.  Поэтому мой опыт – это мой путь. 

 

 

Наверх