Новости

Cерафима Орлова: «Существо, которое живёт у тебя под кроватью и пугает тебя по ночам — это в какой-то мере ты сам. Твои страхи — это ты. И самая тяжёлая борьба у человека происходит с самим собой».

Когда ты начала писать пьесы? И вообще, что ты первое начала писать?

 

Пьесы начала писать в 2013 году. А вообще начала с прозы. Мечтала быть писателем-фантастом. И ещё художником-комиксистом. Это школьные ещё мечты. А в 23 года я съездила с повестью на семинар Союза писателей Москвы, и там мне сказали, что моя проза больше похожа на пьесу. С той поры я переключилась на пьесы и прозу не писала. Но вот недавно решила снова попробовать  писать и прозу тоже.

 

 

 

Какие твои любимые книжки были в детстве? А в подростковом возрасте? Какие фильмы?

 

Я читала очень много, вперемешку детскую и взрослую литературу, с восьми-девяти лет залезала на взрослые полки. Поэтому отделить детство от подросткового возраста сложно. В детстве любила книжки «Ветер в ивах», «Полботинка, Муфта и Моховая борода», «Хроники Нарнии», «Алиса и Гай-До» (и другие приключения Алисы, я фанат именно книг, а фильм прошёл мимо меня), «Приключения Электроника» и «Новые приключения Электроника» (где про девочку-робота — я так тащилась!), Муми-троллей, конечно, и всякие редкости наподобие «Новосёлов» Павла Мисько, кстати, отличная книжка про то, как дети вместе с наставником делают кукольный театр.

 

Какие твои любимые пьесы? (и детские и взрослые)

 

Моя любимая детская пьеса — это пьеса Михаила Бартенева «Про того, который ходил страху учиться» («Сокровище заколдованного замка»). Мне было лет пять-шесть, когда я смотрела этот спектакль в постановке Омского ТЮЗа. На некоторых сценах от страха забиралась под кресло, но ходила много раз. Даже нашла старую афишу, когда уже работала в ТЮЗе, завлитом, теперь вот афиша висит на кухне. Я очень уважаю постановки, которые могут затрагивать сложные и пугающие темы: считаю, что это полезно для психики и детей, и взрослых — когда страх не вытесняется за пределы сознания, а осмысливается, обсуждается и преодолевается человеческой волей.

 

Я читаю много детских пьес, многие нравятся. А вот любимое — это тот выбор, который зачастую неочевиден. Из современных детских пьес я люблю, например, «Песочные солдаты» Владимира Ганзенко, мы в Омске делали читку по ней, пьесу «Жизнь» Юлии Тупикиной, написанную для кукольного театра в рамках лаборатории — я не ожидала, что буду плакать над текстом пьесы когда-нибудь, но с этой так произошло. «Дон-дон-дери» Рахиль Гуревич — не помню, кто ещё из писателей так удачно использовал детский фольклор в тексте. «Бах-бах-бах» Юлии Поспеловой — трогательная история о предательстве во спасение. Можно ещё много перечислять.

 

Из взрослых тоже неочевидный выбор. Первые пьесы, которые я стала читать не в рамках школьной программы и программы филфака — это пьесы Уильяма Батлера Йейтса, написанные в непростую для Ирландии эпоху. Некоторые из постановок даже вызывали беспорядки в городе, а нам сейчас это кажется очень далёким и полностью оторванным от нашей культуры. Где Ирландия и где мы? Но вот «Звёздный единорог» неожиданно стал резонировать с моим ощущением мира и сегодняшнего времени. До сих пор мечтаю поставить эту вещь.

 

И ещё один ирландец, чья драматургия куда более известна театральной публике — это Мартин МакДонах. У него люблю практически все пьесы, особенно «Человек-подушка».

 

Вообще если я делала читку пьесы, значит, пьеса мне очень нравится. Так что, если перечислять современные отечественные пьесы, которые мне нравятся, это займёт много времени. Можно просто посмотреть, чем два года занимался проект читок в Омске «Вишнёвый шкаф» :)

 

Как стать драматургом, как написать свою первую пьесу? Какие советы ты можешь дать начинающему драматургу?

 

Основной совет — это больше читать современной драматургии, особенно отечественной. Читать все шорт-листы конкурсов, что лежат в открытом доступе. И тренироваться. Если человек до этого писал только прозу, например, то пьеса у него может получиться не с первого и не со второго раза. Ещё советую на первых порах избегать большого количества персонажей со сложной системой связей между ними. Иначе всё станет похожим на пилот сериала. А ещё не акцентировать внимание на деталях, не завязывать сюжет на том, что происходит в ремарках. Сначала просто научитесь натягивать связи между репликами, чтобы, закрыв глаза и слушая диалог, вы могли понять: кто эти люди, чего они хотят, чего боятся, чего добиваются, врут или говорят правду.

 

Чем пьесы для взрослых отличаются от пьес для детей?

 

Если бы я знала это точно, мне было бы проще. Я часто пишу пьесы про детей, но для взрослых. Потому что истории, происходящие в детстве, становятся простыми и ясными способами рассказать о том, что происходит сейчас. Заговорить о проблемах, которые важны взрослым. Об ощущении времени. О своём предназначении. О будущем. О ценностях. Детям эти вещи тоже важны, конечно. Но у них меньше страхов, чем у взрослых. И то, чего боятся взрослые, может показаться детям просто шуткой. Я такое видела.

 

О чём будет твоя новая следующая пьеса?

 

Сейчас я закончила подростковую повесть «Голова-жестянка» - про социализацию, предательство и робототехнику. Вот такое странное сочетание. Я хочу сделать сценическую версию этой повести. А так вообще мечтаю написать документальную пьесу о русалках. Или пьесу для театра глухих. Мыслей много, черновиков тоже :)

 

Для чего писать пьесы, если есть много старых пьес – Чехов, Шекспир, Островский и тд?

 

Ну, если подумать, то на планете уже родилось много клёвых людей. Осознавая это, можно просто сдаться, сложить ручки и умереть. Это не мой подход.

 

Театру нужны современные пьесы. Я в последнее время люблю цитировать Чехова по этому поводу: «...театр должен ставить только современные пьесы, только! Вы должны трактовать современную жизнь… какою живет интеллигенция и какая не находит себе трактования в других театрах, за полною их неинтеллигентностью и отчасти бездарностью».

 

О чём твоя пьеса «Аста»? Что тебе важно было передать? Сообщить? Для кого эта пьеса? Как ты начала её писать, что послужило толчком?

 

«Аста» написана о тёмной стороне каждого из нас. Эту сторону лучше видят взрослые. Дети ещё беспечно относятся к вопросам вроде: кем ты будешь? Что такое время? Зачем мы живём? Но наступает момент, когда эти вопросы навсегда поселяются внутри человека. Это и есть взросление: постоянно бороться с сомнениями, апатией, безразличием, ленью, унынием, нежеланием делать выбор. Пытаться жить осознанно, с открытыми глазами. Отвечать одинаково за добро и за зло. Существо, которое живёт у тебя под кроватью и пугает тебя по ночам — это в какой-то мере ты сам. Твои страхи — это ты. И самая тяжёлая борьба у человека происходит с самим собой.

 

Что помогает тебе писать пьесы?

 

Помогает анекдотическая ситуация. «Что сделать, чтобы человеку стало хорошо? Нужно сначала сделать ему плохо, а потом как было». Пьесы пишутся после сильных стрессов. Мне хочется изменить эту закономерность, но для этого следует стать более трудолюбивой.

 

Расскажи о той движухе, которую ты организовала в Омске.

 

Два года мы с друзьями делали проект с читками современных пьес «Вишнёвый шкаф», а сейчас создали кинотеатральное объединение GoodWinЫ. Мы сняли и уже почти смонтировали свой первый короткий метр — экранизацию фантастической повести Эдуарда Веркина «Через сто лет» (вот даже тизер выпустили https://youtu.be/RaW5X5_uSDc)  . Также мы ставим спектакли по классической и современной драматургии. Театр находится на базе ДК, пока мы не можем на нём зарабатывать, но ищем пути для превращения из студии в полноценный частный театр. Вот такие и планы, собственно.

 

В чём карьера драматурга?

 

Дождаться, пока начнут ставить, и не умереть. Найти своего режиссёра и приковать к себе наручниками. Выучиться на сценариста и не испортить руку на сериалах. Переквалифицироваться в создателя пабликов, дожать паблик до десятков тысяч подписчиков, запустить краудфандинг и поставить на сцене собственный паблик. Купить кота и положить его спать на клавиатуру, наблюдать за результатом. Попробовать ещё тысячи вариантов, кроме перечисленных,и при этом успевать писать пьесы. Не верить, не бояться, не просить.

 

Хочешь ли ты выйти на ТВ-рынок как сценарист? Или написать сценарий полнометражного кино?

 

Хочу, даже пыталась. Ничего пока не снималось, но сейчас живу на деньги, полученные с предыдущей попытки. Мне понравилось, ещё пойду.

 

Чего не хватает российским драматургам? У кого нам учиться? Что важно прокачать?

 

Я думаю, драматург должен использовать нестандартные способы для продвижения своих текстов. Например, хорошо бы выйти на рынок визуальных новелл. Феномен успеха «Бесконечного лета» требует тщательного рассмотрения со стороны драматургов. Это всё-таки больше литература, чем игра. Причём литература, которая отражает сознательные и бессознательные стремления довольно крупной части общества.

 

Какие 10 фильмов ты можешь назвать любимыми сейчас? Что ты пересматриваешь? Расскажи вкратце о любимых.

 

Любимые фильмы на все времена — это, если брать известные, «Кин-Дза-Дза», «Грозовой Перевал» (версии 1992 и 1998), «Ва-Банк», «Ва-Банк 2», «Кингсайз». Много фильмов Махульского, может быть, мои польские корни тому причиной. Люблю фильмы Феллини - «Амаркорд», например. У Хичкока «Окно во двор». Из относительно новых фильмов впечатление произвели «Игра Эндера», «Королевство полной луны» (его, кажется, относят к метамодернистским фильмам). Из редкостей — венгерский Kontroll про контролёров в метро, немецкий непереведённый «Wenn die Welt uns gehört» - о подростках, которые пытались изменить свою жизнь с помощью спиритической доски. Из сериалов — бессмертный "Black Books" о пьянице-ирландце, содержащем книжный магазин, «Чёрное зеркало», «Хорас и Пит».

 

Нужно ли драматургу ждать вдохновение? Как построен твой день? Каков распорядок?

 

Ждать вдохновения не нужно. Но без него грустно. Мне раньше не хотелось делать «мусорную» работу, когда пишешь текст и думаешь, что завтра его сотрёшь точно, потому что плохо идёт. Но после работы с прозой я изменила своё мнение. Я пишу обычно по утрам, даже часто не ем перед этим. Стараюсь ограничивать общение перед тем, как сесть писать, и в интернете тоже. Сбивает.

 

Что ты думаешь о конкурсе Ремарка и вообще о ситуации с конкурсами в России?

 

Конкурсы — единственная отдушина для тех, у кого в организме острая нехватка современной драматургии, кто не живёт в Москве или Екатеринбурге и не имеет возможности смотреть современные тексты на сцене. Драматург приезжает и смотрит не только свою читку, но и читки и эскизы спектаклей по произведениям своих коллег. Иногда даже несколько дней. Ещё и обсудить можно. Этот опыт бесценен и нигде больше его взять нельзя. Кроме того, конкурс формирует театральное сообщество, экспертное сообщество. Если посмотреть на конкурсы в России, можно утверждать, что экспертное сообщество в сфере современной драматургии — одно из лучших. Свободное, незашоренное, образованное, открытое новому. «Ремарка» лучшее подтверждение этому тезису.

 

Что ты думаешь о современных пьесах российских драматургов – читаешь? Что нравится? Читаешь ли шорт Ремарки, Любимовки?

 

Я читаю много современных пьес, конечно, и шорт «Ремарки», и шорт «Любимовки». Нравится мне, если, когда читаю пьесу, хочется закричать: «Какая наглость!» в адрес автора. Для меня это знак, что к пьесе стоит вернуться не раз и не два, подробнее изучить её.

 

Какие главные проблемы стоят перед современным миром? О чём нужно писать сейчас?

 

Я думаю, что много проблем с искренностью и с терпимостью к другим людям. И что, как не театр, постепенно поможет нам преодолеть психологические барьеры, которые до сих пор мешают добиться того и другого?

 

Наверх