Новости

10 ошибок начинающих драматургов в пьесах для детей

Современным детям доступен всевозможный развлекательный контент: захватывающие мультфильмы, яркие книги, увлекательные фильмы и сериалы, компьютерные игры на любой возраст и интерес. Помните - всё это конкуренты вашей пьесы и будущему спектаклю. Вам нужно создать что-то, что будет действительно интересно юному (и не очень) зрителю?

Эксперт "Ремарки", сценарист,драматург, детский писатель, автор сценариев анимационных сериалов "Фиксики", "Машинки", "Морики-дорики" Арина Чунаева подготовила для вас текст о том, как не надо. Готовы? Тогда читайте про десять самых частых ошибок в пьесах для детей и постарайтесь их избежать.
  1. Конфликт, ты где?

Нет конфликта - нет пьесы. Если события развиваются вяло, все дружно и мило что-то делают, это не пьеса. Вы хотите написать историю из своего детства? Вспомните самую драматичную ситуацию, чтобы там были и слёзы, и драки, и непонимания с одноклассниками и родителями. Конфликт – движущая энергия пьесы. Один хочет пойти налево, другой направо. Какой путь выберет главный герой? Кто победит? Усиливайте конфликт, где это возможно, и постарайтесь удивить читателя. Главный герой должен биться не на жизнь, а на смерть.

 Пусть на кону будет жизнь героя или его близких. Вспомните классику: «Снегурочка», «Питер Пэн» – вот типичные примеры борьбы за жизнь. Яркий пример конфликта показан в пьесе "Все мыши любят сыр" по Дюле Урбану.

  1. Скучный герой

Создайте яркого запоминающегося героя. Героя, за которым хочется и интересно наблюдать. Герой, у которого есть цель, а иначе – о чём будет пьеса? Герой, вызывающий симпатию и, что не менее важно, имеющий недостатки.

   Даже если это пьеса для малышей, не делайте персонажей с одной характеристикой: заяц – трусливый, волк – злой, лиса – хитрая. Дайте им объём. Пусть заяц будет и трусливым, и болтливым, и хвастливым, и увлекается коллекционированием тяпок для огорода. Чем объемнее и ярче вы придумаете героя, тем легче будет писать диалоги. Представьте 22-летнего мужчину, который ведёт себя, как трехлетний ребенок. Он узнает, что он “и-ди-от” и постоянно беседует с игрушечным месье Крокролем. Это герой Барнабе пьесы “Умник”, по повести Мари-Од Мюрай.  Барнабе – яркий пример необычного, запоминающегося героя.

 

  1. Взрослая история, с детскими персонажами

Представьте, что три игрушки – плюшевый кот, кукла и заводная машинка – обсуждают экономическую ситуацию в стране или кризис среднего возраста. Будет ли это детской пьесой, если персонажи просто выглядят, как дети, феи, роботы или игрушки? Нет, это будет очень странная пьеса для взрослых. Выбирая тему пьесы, учитывайте, что нравится и интересно детям разных возрастов. Какие проблемы и задачи стоят перед ними? О чём они говорят между собой? Чего боятся и о чём мечтают?

 

  1. Превед, креведко!

Так как основное в пьесе – это диалоги, то самое большое количество ошибок бывает как раз в них. К примеру, все герои говорят одинаково, или в современной подростковой пьесе герои общаются, как персонажи начала 20-го века, или, что часто бывает, в пьесе используется устаревший молодёжный сленг. Есть популярное словечко, но через пару лет оно морально устаревает и выглядит смешным и неуместным. Как найти баланс между современным языком и сленгом? Это не просто, много читайте, подслушивайте, как говорят дети, и не забывайте о красоте языка. Когда в пьесе присутствуют фразы вроде: “превед, креведко” (да, я видела такие пьесы), “эй, чика”, “красавчег “ - то глазам больно читать. Конечно, если вы пишете пьесу про субкультуры 2000 годов, то всё это можно там оставить, но если ваша пьеса современная, идите к детям и подросткам и внимательно слушайте, что они говорят.

 

  1. А где диалоги?

Чем пьеса отличается от сценария или рассказа? В ней главную роль играют диалоги. Почти всё происходящее с персонажами (их переживания, чувства, события) мы узнаём из диалогов. В рассказе вы можете легко потратить страницу текста на описание зимнего, свежего, солнечного утра. В пьесе такие описания не нужны. Пару строк о том, где происходит действие пьесы, вполне достаточно. Часто начинающие драматурги слишком увлекаются ремарками, утяжеляя восприятие текста. Используйте ремарки как приправу только там, где они действительно нужны, и где без них никак нельзя обойтись, иначе блюдо будет пересоленным.

 

  1. Юмор за пятьдесят

Яркие, смешные шутки — это прекрасно, особенно когда они уместны. Хорошая шутка добавляет красок и эмоций любой пьесе, но с шутками надо быть аккуратнее, если вы, конечно, на сто процентов не уверены в своём чувстве юмора. Если есть возможность, проверьте свои шутки на слушателях – действительно ли они смешные? А кроме, в детских пьесах лучше не шутить про Ленина, коммунизм, прапорщиков и попутчиков, и другие темы, которые современным детям совсем непонятны и несмешны.

 

  1. Пьеса не резиновая

Если вы хотите, чтобы ваша пьеса была поставлена, то помните о временных рамках. Не стоит писать двухчасовую пьесу для трёх-четырехлетних детей, детям физически тяжело столько времени просидеть на одном месте. Поэтому если у вас получились 60 страниц текста А4, значит, вам нужно сократить пьесу минимум вполовину. Для детей до 2 лет максимальная продолжительность спектакля – 40 минут; в 3-5 лет – 40 минут без антракта или 60-90 минут с антрактом; ребёнок 5-9 лет спокойно может посмотреть и двухчасовой спектакль, но с большим антрактом посредине.

 

8. 99 персонажей

Чаще всего театрам нужны пьесы, где количество персонажей не слишком большое. Если в вашей пьесе 99 персонажей, то её будет очень сложно поставить. Поэтому лучше не раздувать количество героев в пьесе без необходимости.

К примеру, в “Аленьком цветочке” Николая Коляды 7 персонажей, в пьесе “Летающий поросёнок” Сергея Козлова 9 персонажей, а в "Волшебной Палочке” Самуила Маршака - 10 героев. В то же время есть прекрасные спектакли с большим количеством персонажей. Например "Синяя Птица" и её 68 персонажей. При этом важно понимать, что поставить такую пьесу сможет только успешный театр с большой труппой или школьный театральный кружок, который посещают, как минимум, 2-3 класса.

      9. Формат – не формат

Обязательно отформатируйте пьесу перед её отправкой на конкурсы и в театры. Неоформленную пьесу сложно читать, а в драматурге сразу угадывается дилетант. Правила оформления пьесы вы можете найти на сайте dramafond.ru в разделе “Драматургам”.

 

 10.  Как пьесу назовешь, так она и поплывет

 

Важно не только написать пьесу, но и придумать ей звучное, запоминающееся название. «Новогоднее чудо», «Зайка и ёжик», «Сказка», «Счастье», «Волшебный сундук/лес/день», «Мой друг» – не самые удачные названия. Если вы назовёте свою пьесу подобным образом, то велика вероятность, что её будут путать с другой похожей пьесой.  Придумайте что-то необычное, например: «Мучные младенцы», «Мой папа - Питер Пэн», «Дикий Джунгулс», «Куда пропал Прекрасный Принц?», «Летающий слон», «Сдобная Лиза». Что-то, что вызывает желание прочитать пьесу, чтобы узнать, о чём же она.

 

Надеюсь, эти простые советы будут вам полезны. Обходите эти десять ошибок стороной, и пусть ваша пьеса радует юных зрителей.

Наверх