На вопросы Виктории Костюкевич о критериях отбора пьес, причине исчезновения авторов и школе Коляды отвечает эксперт «Ремарки», драматург, сценарист, заведующая литературно-драматической частью Хабаровского камерного театра «Триада» Оксана Розум.
1. Оксана, при отборе пьес ты, как ридер, на что обращаешь внимание в тексте?
Критериев много, а решение ридера всё равно субъективно. Событийная структура пьесы, развитие конфликта, диалоги и сюжет — всё это очень важные вещи. Теряющие всякую ценность, когда в тексте нет искренности, например. Когда пьеса выделяется, выбивается из общего потока, сама заставляет обратить на себя внимание, какой именно прием сработал не так уж и важно. Самобытный язык, глубокий подтекст, прописанные сложные характеры, яркие, живые диалоги, неожиданная тема — что-то цепляет в тексте. Но текст должен не только зацепить, но и удерживать.
2. Что тебе дало обучение у Николая Коляды? Считаешь ли ты, что драматургическая школа — это важно?
Николай Владимирович дал мне всё. Буквально. Ориентиры, критерии, понимание. Для меня это — безусловно важно. Я не стану утверждать, что человек без драматургического образования не может стать драматургом — да может, миллион тому примеров. А кому-то и образование не в прок. Могу уверенно сказать, что благодаря Николаю Владимировичу мой путь в драматургию был проще, легче, да и просто увлекательней. Это он придумал, собирать все курсы вместе, от первого до пятого все сидят на равных в одной аудитории, все общаются, советуются, учатся не только у мастера, но и друг у друга. Коляда не просто школу драматургии создал, он создал сплоченное содружество драматургов, научил нас поддерживать друга. Неважно, какого ты года выпуска, ты колядовский — значит ты наш, поможем, поддержим и в обиду никому не дадим. Как вам кажется — это важно? Это бесценно.
3. Почему есть авторы, которые написали одну или две хорошие пьесы и исчезли?
По той же причине, по которой есть и писатели одной книги. Синдром новичка. У тебя был эмоциональный багаж всей жизни, чтобы написать первый роман/пьесу/сценарий. Ты выложился, ты опустошен. Если этот багаж не был подкреплен фундаментом из мастерства/образования/опыта, повторить успех по наитию, скорее всего, не получится. Или нужно учиться писать, или можно пойти торговать щебнем и остаться автором одной хорошей пьесы. Шучу. Скорее всего причина не одна, кто-то не выдерживает давления критики, а критики всегда найдутся, кто-то разочаровывается в профессии, кто-то уходит писать туда, где больше платят, на сериалы, например.
4. Что важнее сюжет или язык?
Гармония важнее. В пьесе, как и в человеке, всё должно быть прекрасно.
5. Как ты узнаешь о новых авторах?
Есть такое специальное драматургическое сарафанно-фейсбучное радио. Обычно хорошая пьеса приходит в личку, начиная со слов — «Слышь, не знаешь, кто такой (ая) (ФИО), прикольная у него (неё) пьеса». Шорты и лонги конкурсов тоже, конечно, знакомят с новыми авторами, но радио это делает быстрее и активнее.
6. Авторы российские, которые нравятся или отдельные пьесы?
Валера Шергин, люблю его чувство юмора, Олег Богаев — мистический, загадочный и мудрый, Светлана Баженова, обожаю её сказки, она, поди, и сама не догадывается, что её пьесы перевернули весь мир детской драматургии. Вика Костюкевич — драматург с таким поэтическим чувством слова — каждая её пьеса каждой строчкой пробирает просто до костей.
7. Нужно ли писать пьесы, если ежегодно люди пишут по 800 пьес, а еще десятки хороших не были поставлены? Что должно толкает на это автора?
Десятки? Скорее сотни. Сотни пьес еще не нашли своего режиссера, своего театра, или просто не дождались пока своего времени. Возможно, и вашу пьесу никто не поставит — и если это может удержать драматурга от написания, то и не надо тогда писать этому драматургу. Ничего не должно автора толкать, кроме неудержимого желания написать пьесу, дать жизнь своим героям и посмотреть, чем всё это закончится. Мои просто бубнят в голове и спать мешают, пока я их не напишу. Один хороший драматург утверждает, что писание драматургических текстов — это психотерапевтический акт, продлевающий жизнь и улучшающий её качество. Вполне достойное оправдание для неудержимого желания писать.
8. Ставят ли в Хабаровске современную драматургию? Какую?
Ставят. В Хабаровске пять государственных репертуарных театров и в каждом идут пьесы современных авторов. Добрый десяток частных театров и несметное количество любительских и народных коллективов. Все ставят современные пьесы. Драматургия самая разная, Иван Вырыпаев, Олег Богаев, Николай Коляда, Дана Сидерос и Саша Чупин, пьесу Данилова «Человек из Подольска» недавно в драме поставили. Но там же и пьесы Полякова идут. Тоже современный драматург. Так что современная драматургия на Хабаровских сценах представлена во всех своих проявлениях.