Конкурс новой драматургии «Ремарка» назвал победителей

8 сентября 2013. Автор: Интернет-журнал «Лицей»

Теперь уже можно сказать: завершился первый конкурс, будут и следующие. По мнению председателя жюри, известного московского драматурга и сценариста Михаила Дурненкова, «Ремарка» может стать одним из основных драматургических конкурсов в стране. На российский конкурс «Любимовка» поступает порядка 400 пьес, на «Ремарку» пришло 70. И это означает, что у пьес нашего конкурса больше шансов не затеряться в потоке, обратить на себя внимание профессионалов.

— Верю в укрупненное внимание к писателю, — сказал на пресс-конференции перед финалом Михаил Дурненков.

На финале присутствовали авторы — обязательное условие публичной читки. Для петрозаводского журналиста Максима Берштейна это не столь сложно, а вот два других лауреата — Вячеслав Киреев из Петербурга и Юрий Лугин из Ивангорода Ленинградской области — приехали на финал в Петрозаводск специально. Все трое познакомились друг с другом и с членами жюри в холле Национального театра. Впереди их ждала пресс-конференция — впервые в их жизни на театральной сцене, с последующим обсуждением.

Три героя дня писать пьесы начали в разное время и по разным причинам. Вячеслав Киреев как сценарист принимал участие в некоторых знаменитых криминальных сериалах. По его признанию, в тяжелые 90-е ему, профессиональному дизайнеру, пришлось поработать в разных сферах, тот опыт пригодился в творчестве. Юрий Лугин, учитель русской словесности, приехал из Ивангорода. С 1993 года он руководит школьной театральной студией, не раз ставил собственные пьесы с учениками. Он не скрывал радости от того, что оказался в тройке сильнейших, искренне восхищался работами коллег. Журналист Максим Берштейн волновался, пожалуй, больше всех. Свою первую пьесу, выросшую из фельетона, он заканчивал, когда прием работ на конкурс был в самом разгаре. И вышел в финал! На пресс-конференции, под театральными софитами, Максим все еще не верил в реальность происходящего: «Абсолютный дебют во всем!»

Инициатор конкурса новой драматургии «Ремарка», его арт-директор — известный петрозаводский режиссер Олег Липовецкий. Интернет-журнал «Лицей» вместе с Центром культурных инициатив стал организатором конкурса. «Ремарку» поддержало Министерство культуры Карелии.

Около 70 пьес от 46 авторов, в возрасте от 20 до 77 лет, поступило на конкурс. Три четверти всех пьес из Санкт-Петербурга, а также из Ленинградской области, Вологды и Вологодской области, Сыктывкара, Пскова, Петрозаводска и Суорви. 17 пьес вошло в шорт-лист, три вышли в финал. У каждой пьесы на нашем сайте тысячи просмотров! По словам Олега Липовецкого, такое внимание — лучшая награда драматургу.

Публичная читка проходила на большой сцене Национального театра. Каждую под руководством режиссера готовили актеры одного из наших театров.

Все места для зрителей оказались заняты, что не в последнюю очередь объяснялось тем, что первой начинали с с пьесы хорошо известного в городе Максима Берштейна.


Максим Берштейн. Хижина неандертальца

Под режиссурой Олега Липовецкого пьесу прочитали актеры «Творческой мастерской». Не раз звучал смех — как потом признался автор, именно в тех местах, где он и предполагал. Ситуация пьесы абсурдная — в провинциальном городке Табурецке, узнав о том, что в местную тюрьму переводят опального олигарха Говорковского, начинают лихорадочно соображать, какую пользу из этого можно извлечь для родного города.

— Идея пьесы возникла после того, когда в колонию Сегежи перевели Михаила Ходорковского, — рассказал на обсуждении пьесы автор. — Мы с друзьями стали представлять — а что там теперь произойдет?

Автора упрекнули, что он взял сиюминутную ситуацию, что через год-два все забудут о Говорковском. Максим Берштейн с этим согласился, а вот Олег Липовецкий нет:

— Ситуация, отношение к богатым людям не изменятся никогда.

О том же сказал Михаил Дурненков:

— Автор не должен думать о своих отношениях с вечностью, иначе это коммерческий подход. Есть вещи, которые не устареют никогда. Здесь есть четко расставленные понятия, в том числе через понимание патриотизма: страна и государство — разные вещи.

Доброй назвал пьесу Максима Берштейна другой финалист — Юрий Лугин. Известно, что пьесой Берштейна заинтересовался театр в Новосибирске.


Юрий Лугин. Еще не раз Вы вспомните меня

Пьесу автора из Ивангорода представлял негосударственный театр Ad Liberum, режиссер Снежана Савельева. Актерам этот материал близок, они готовы играть пьесу на сцене — но увы, театр, не имеющий господдержки, не может себе позволить некоммерческий проект.

Действие пьесы происходит в 1921 году в Петрограде, вскоре после смерти Блока, перед расстрелом Гумилева. Среди героев пьесы чекисты, поэты, случайные уличные прохожие, красноармейцы. Михаил Дурненков считает плюсом, что Гумилев, как и в пьесе Булгакова о Пушкине, остается за кадром. Отметил он и еще один плюс:

— Это из тех редких пьес, когда следующая сцена обманывает ожидание. Мы знаем, что произойдет, но не знаем, как это сделает автор.

Высказал председатель жюри замечание. В пьесе предатель наказан буквально, получив пощечину от незнакомого ему человека. По мнению Дурненкова, автор тем самым вмешивается в историю, которая вынесла свой приговор.

— Наше время — время расставлять акценты, — не согласился известный писатель Дмитрий Новиков, который присутствовал на всех трех читках и активно участвовал в дискуссии. — Пьеса замечательная и очень нужная,

Главному режиссеру Национального театра Андрею Дежонову очень понравился текст пьесы Юрия Лугина, по его оценке, он самодостаточен, это хорошая радиопьеса: хочется слушать, остальное возникает в воображении.


Вячеслав Киреев. Последний звонок

Андрей Дежонов и актеры Национального театра читали самую жесткую пьесу «Ремарки». Завязка криминальная: учительница берет в заложники своих учеников, детей вип-персон. Она выдвигает ультиматум: через 45 минут, к концу урока, власти должны найти преступника, который за две недели до этого сбил на своей иномарке ее единственную дочь насмерть, покалечил мать. Если не найдут — она убьет заложников.

Пьеса Киреева вызвала самые бурные и разноречивые суждения, даже у актеров. Главная претензия автору — ненормативная лексика. «В театре не место для нецензурной лексики», — высказался молодой актер Никита Анисимов.

Сам автор определил аудиторию пьесы как 25+, хотя Михаил Дурненков думает иначе:

 — Если ее избавить от ненужных физиологических вещей, то пьеса для ТЮЗа.

У режиссера Лидии Толстовой иное мнение:

— Это нужно показывать взрослым, депутатам Государственной думы. Очень важная пьеса. Что будет с нашими детьми?

— Я против политики ограждения детей от правды, — продолжил полемику Михаил Дурненков. — Они не идут в театр, который не имеет к ним отношения. Театр учит через истории, которые происходят с тобой и не с тобой.

Дмитрий Новиков хотел было дать оценку пьесе с использованием употребляемой в ней лексики, но удержался, сказав:

— Несмотря на важность поднимаемых тем, беспомощная, слабая пьеса.

А вот Андрей Мажоров сравнил пьесу с забойным рок-н-роллом. Автор, по его мнению, хотел сказать, что нас очень больное общество: «Он кричит: «Други, посмотрите, что у нас происходит!»

Школьный учитель Юрий Лугин считает, что конфликт, показанный у Киреева, — то, что может реально произойти в ближайшем будущем. Он признался:

— Пьеса меня перетряхнула капитально.

Победители «Ремарки»

В разогретой спорами атмосфере Олег Липовецкий и Михаил Дурненков под аплодисменты объявили победителей конкурса.

1 место — Юрий Лугин. Еще не раз Вы вспомните меня

2 место — Вячеслав Киреев. Последний звонок

3 место — Максим Берштейн. Хижина неандертальца

Приз читательских симпатий после голосования на сайте интернет-газеты «Лицей» у 25-летней Марии Огневой за пьесу «Шестая попытка». Кроме диплома от жюри, она получит книгу лауреата Новой Пушкинской премии Дмитрия Новикова «В сетях Твоих» с автографом автора.

Сегодня Михаил Дурненков и Олег Липовецкий провели семинар для драматургов, на который приехали и те участники конкурса, пьесы которых не вошли в шорт-лист. Речь шла об особенностях современной драматургии, режиссерского прочтения, совместной работе над пьесой автора и режиссера. Олег Липовецкий задал вопрос драматургам: «Чего вам не хватило на «Ремарке»? По мнению Игоря Васильева, автора вошедшей в шорт-лист пьесы «13 февраля, год восемнадцатый», «Ремарка» уровня на четыре выше московского конкурса, в котором ему довелось участвовать.


До следующей «Ремарки»! Уже можно сказать, что через год конкурс состоится вновь.